Летний оздоровительный период 2024

Организация летней оздоровительной работы в дошкольных группах ГУО "Начальная школа №1 г. Бреста"

03.06.2024

                       

Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждениях дошкольного образования.

   В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании,инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования в летний период», утвержденным 29 мая  2023 г.,   продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

Подготовка к летней оздоровительной работе

Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны учреждений дошкольного образования.

Директор учреждения образования издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования.

Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:

  • наличие и исправность игрового и спортивного оборудования;
  • наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
  • функционирование поливочной системы;
  • обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
  • засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

  С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в посещениях учреждений дошкольного образования в летний период.

   При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие;

В подготовительный период со всеми работниками учреждения дошкольного образования обсуждаются:

  • ресурсное обеспечение летнего оздоровления (мероприятия по благоустройству территории; физкультурной площадки: приведение в порядок беговой дорожки, дорожки по профилактике плоскостопия, ямы для прыжков;
  • площадки для изучения правил дорожного движения; приобретение игрового и спортивного оборудования, выносного материала для игровой и двигательной деятельности детей; наличие детского огорода и др.);
  • организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания);
  • организация распорядка жизни и образовательного процесса в летний период;
  • взаимодействие с семьей;                             
  •  
  •                       Методические рекомендации для педагогических работников:

     

                                                                   ПАМЯТКИ 

    1. Простые правила безопасного поведения 

              Правила безопасности - нажни здесь 

  • Формируется циклограмма совместной деятельности музыкального руководителя, руководителя физического воспитания с детьми;
  • Составляется расписание специально-организованной деятельности по образовательным областям «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», "Художественная литература;
  • В уголке для родителей вывешивается распорядок дня на летний период, расписание специально-организованной деятельности, материалы консультаций для родителей;

                           Создание безопасных условий жизнедеятельности детей

     

                                                                                             

       За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса администрация учреждения образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

    На территории учреждения дошкольного образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

    Групповые площадки:

    • должны иметь инсолируемую и затененную части;
    • оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;
    • на групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриваться и покрытие утрамбованным грунтом;
    • обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;
    • на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать);
    • надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;
    • установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;
    • игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
    •  
    • Организация летнего оздоровления

      (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания)

      Предусматривается максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане образовательного процесса с воспитанниками). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.

          Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.

           В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

          В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

         В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

          В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

          В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.

      Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.

      Физкультурно-оздоровительная работа

      • Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна отражать специфику летнего оздоровления.
      • В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.

      Физкультурно-оздоровительная работа включает:

      • утреннюю гимнастику;
      • физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
      • подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
      • активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
      • самостоятельную двигательную деятельность;
      • закаливание.

      Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:

      • комплекс общеразвивающих упражнений;
      • обыгрывание сюжета;
      • 3-4 подвижные игры;
      • физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
      • оздоровительный бег на участке;
      • элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.

      Физкультурные занятия на воздухе направлены на:

      повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);

      расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.

      При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:

      • комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
      • профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
      • развитие координационных способностей;
      • развитие физических качеств;
      • совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);
      • элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);
      • игры с элементами спортивного ориентирования;
      • комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.

      Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.

      Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:

      • включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
      • обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
      • предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
      • индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.

      Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

      Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):

      • ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
      • многократное умывание в течение дня;
      • полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
      • дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
      • ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
      •  
      • Организация образовательного процесса
      • в летний оздоровительный период

                                           

    Работа по эстетическому развитию включает:

    • изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
    • музыкальную деятельность воспитанников;
    • ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.

       

      При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:

      • рассматривание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
      • проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
      • экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
      • включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
      • освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
      • лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
      • аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
      • конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
      • детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).

      В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:

      • включение изобразительной деятельности в детские праздники;
      • проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
      • организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.

      В летний оздоровительный период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:

      • использование музыки в режимных моментах;
      • фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
      • проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
      • включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А.Вивальди, П.И. Чайковского и др.);
      • сольное и коллективное музицирование;
      • самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).

      На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры: игры-танцы, музыкальные игры с пением, хороводы, подвижные музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, музыкальные игры-релаксации.

          В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.

        В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.

      Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:

      • качеством поставляемых продуктов питания, введением в рацион соков, фруктов, овощей;
      • приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);
      • С-витаминизацией дневного или суточного рациона;
      • организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;
      • соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке;
      • обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в группах;
      • организацией сна детей. В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков;
      • одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников, в теплое время года – непрерывно;
      • проведением всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;
      • обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;
      • исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
      • наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
      • функционирование поливочной системы;
      • засетченность окон в учреждении дошкольного образования.

     

Безопасность детей летом

03.06.2024

2024
июнь
27 июня, четверг

Фоторепортаж летнего оздоровления воспитанников детского сада. Лето 2024

подробнее...
19 июня, среда

Фоторепортаж летнего оздоровления воспитанников детского сада. Лето 2024

подробнее...
14 июня, пятница

Фоторепортаж летнего оздоровления воспитанников детского сада. Лето 2024

подробнее...
11 июня, вторник

Фоторепортаж летнего оздоровления воспитанников детского сада. Лето 2024

подробнее...
8 июня, суббота

Фоторепортаж летнего оздоровления воспитанников детского сада. Лето 2024

подробнее...
3 июня, понедельник

Фоторепортаж летнего оздоровления воспитанников детского сада. Лето 2024

подробнее...